"Учитель соприкасается с вечностью: он никогда не знает, где закончится его влияние" (Генри Брукс Адамс)

Скачать конспект урока полностью в формате *.doc

Цель урока: рассмотреть превращение веществ и раскрыть роль химии в жизни человека.

 Задачи:

  1. Образовательные:

— начать формирование понятий о химических  явлениях, их отличий от физических;

— дать первоначальное представление химических реакциях;

— раскрыть роль химии в жизни человека;

— изучить историю развития науки химия.

  1. Развивающие:

— развивать у учащихся умение самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из них нужную информацию;

— формировать у учащихся умение осуществлять основные мыслительные операции и излагать их в устной и письменной форме;

— развивать воображение, память и внимание.

  1. Воспитательные:

— воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

— прививать учащимся бережное отношение к окружающей среде;

— сформировать интерес учащихся к истории развития науки.

Оборудование: растворы — соляной кислоты и известковой воды, кусочек мрамора, прибор для получения фарфоровая чашка для выпаривания, газовая горелка, держатель.

 Понятия урока: химия, вещество, химический элемент, простое и сложное химическое вещество, свойства веществ.

 Тип урока: комбинированный.

Вид урока: традиционный.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Итак, сегодня на уроке мы будем знакомиться с превращениями веществ, с ролью химии в нашей с вами жизни, а также вы перенесетесь в прошлое, чтобы узнать об истории возникновения науки и ее развития.

Но для начала, проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока.

  1. Дать определение понятиям:

Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Вещество – это то, из чего состоят физические тела.

Химический элемент – определенный вид атомов.

Простое вещество – вещество, которое образовано атомами одного химического элемента. Приведите пример.

Сложное вещество – вещество, которое образовано атомами разных химических элементов. Сложные вещества называют химическими соединениями. Приведите пример.

Свойства веществ – это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.

  1. Начертить и объяснить, приводя примеры, схему форм существования химических элементов.
  2. Проверка некоторых тетрадей на выполнение д/з.
  3. Карточки (отдельно на листах.).

Разъяснить выставление отметок за домашнее задание.

Ответы:

Вариант 1: А1-2,А2-3,А3-4, А4-2, А5-2, А6-2, А7-1, А8-2, А9-4, А10-3

Вариант 2: А1-1,А2-4,А3-1, А4-4, А5-3, А6-3, А7-2, А8-4, А9-4, А10-4

 

  1. Изучение нового материала.

Демонстративный эксперимент.

Итак, проведем небольшой эксперимент.

Нальем в пробирку 2 мл соляной кислоты и опустим в нее небольшой кусочек мрамора. Раствор сразу «закипает» — в нем появляются пузырьки газа, а кусочек мрамора постепенно уменьшается и затем растворится. Пропустим образующийся газ через прозрачный раствор известковой воды. Она мутнеет. Вспомните из курса природоведения, как распознают углекислый газ. Если взять раствор, получившийся в результате взаимодействия мрамора и соляной кислоты, и выпарить несколько капель его в фарфоровой чашке, то она покроется беловатым налетом минеральной соли – хлорида кальция.

Итак, подведем итог нашего опыта.

В результате взаимодействия 2-х исходных веществ(какие вещества мы брали?) были получены совершенно новые вещества – углекислый газ и хлорид кальция белого цвета. Исходные вещества при этом значительно уменьшились. Такое явление называется химическая реакция.

Химическая реакция – явления, в результате которых из одних веществ образуются другие вещества.

У любой реакции должны быть признаки. Ориентируясь на них, мы сможем легко классифицировать явления.

 

Признаки химических реакций:

  1. Изменение окраски;
  2. Выделение или поглощение теплоты, иногда выделяется свет;
  3. появление запаха;
  4. Образование осадка;
  5. Выделение газа.

Итак, ответьте мне на вопросы:

  1. Сколько химических реакций вы наблюдали при проведении мною опыта(ответ: 2 – выделение СО2 при взаимодействии кислоты и мрамора; — помутнение известковой воды – взаимодействие углекислого газа и известковой воды);
  2. Чем отличается выпаривание, которое вы сейчас наблюдали, от химической реакции(ответ: при выпаривании происходит лишь испарение воды, а находящееся в растворе вещество остается в чашке. Т.о. не происходит образования новых веществ, а лишь изменяется их агрегатное состояние)?

Физические явления – явления, в результате которых изменяются размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.

В результате физических явлений не образуется новые вещества.

Фронтальный опрос:

Выбирайте только химические явления:

— горение свечи

— растворение в воде соли

— выделение газа из открытой бутылки с минеральной водой

— ржавление железа

— образование инея

— почернение серебра

— плавление металла

— горение бумаги

 

Итак, мы познакомились с тем, что изучает химия(напомните). Но какова ее роль в жизни человека?

Она огромна.

  1. Без химии не было бы современной металлургии, космические корабли не вырвались бы в космос, ведь горючее для их двигателей, прочные и жаростойкие материалы для их конструкций создают с помощью химии.
  2. Химики извлекают из минерального, животного и растительного сырья вещества одно другого чудесней и удивительней.
  3. Химики создают полимерные материалы – которые не известны в природе, но которые мы используем в быту и не можем без них обойтись(пластик, полиэтилен). В первую очередь, пластмассы(на рис. 8) можете рассмотреть область применения пластмассы
  4. Химия создает и моющие средства, минеральные удобрения, средства защиты растений и лекарства.

Именно с помощью химии человек получает вещества с заранее заданными свойствами, а из них производят продукты питания, обувь, одежду, технику, транспорт ит.д.

В настоящее время химическая промышленность развивается намного быстрее, чем любая другая, т.к. научно технический прогресс не стоит на месте(рассмотрите рис. 10 учебника) – приведена область применения химической промышленности.

Но есть большой минус: неразумное, неконтролируемое, неумелое применение химических веществ приводит к самым пагубным последствиям – загрязнению окружающей среды, плохое качество продуктов питания, ухудшение здоровья человека.

Источниками загрязнения являются ТЭС, предприятия черной и цветной металлургии, химической и горнодобывающей промышленности. В нашем районе – ДОЗ, ФЦЗ.

Стоит большая проблема утилизации бытовых отходов, которые загрязняют большие пространства, а заводов по утилизации построено единицы.

Подведем итог – достижение химии – это не только благо, но и химическое оружие(бомба замедленного действия), которое приводит к загрязнению окружающей среды, выбросу вредных газов, возникновению озоновых дыр и ряда других проблем. Нужно сказать, что только грамотное применение достижений химии приносит пользу  человечеству.

 

ПРЕДМЕТ ХИМИИ. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА.

Вариант 1

Инструкция к выполнению. При выполнении заданий уровня А (часть 1 ЕГЭ) выберите номер правильного ответа.

А1. Химия – это наука:

  • о явлениях, происходящих в мире физических тел
  • о веществах, их свойствах и превращениях
  • о пространственных телах и их свойствах
  • о живой природе

 

А2. Определите, где перечислены названия веществ:

  • проволока, молоток 3) соль, сахар
  • стакан, стекло             4) серебро, кольцо

 

А3.Какое признак описывает физическое свойство кислорода:

  • круглый 3) жидкий
  • длинный                4) газообразный

А4.К физическим свойствам не относится:

  • температура кипения  3) растворимость
  • выпуклость                               4) пластичность

 

А5. Химический элемент может существовать в форме:

  • простого вещества
  • свободных атомов, простых веществ, сложных веществ
  • сложного вещества
  • свободных атомов

 

А6.Какие физические свойства воды и уксусной кислоты позволяют их различить:

  • цвет                       3) агрегатное состояние
  • запах                  4) растворимость в воде

 

А7.Телом является:

  • монета                       3) ртуть
  • медь 4) серебро

 

А8. Укажите свойство железа, которое отрицательно влияет на его использование в технике:

  • пластичность
  • способность самопроизвольно окисляться, подвергаться коррозии
  • электро- и теплопроводность
  • способность смешиваться с другими металлами в расплавленном состоянии с образованием сплавов

 

А9. Укажите физическое свойство, которое описывают воду:

  • температура плавления 3)высота
  • ширина 4) цвет

 

А10. Укажите, где в перечне указаны только названия тел:

1) кислота, сода                                                     3) карандаш, чашка

2) стекло, стакан                                                    4) соль, спирт

 

ПРЕДМЕТ ХИМИИ. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА.

Вариант 2

 

Инструкция к выполнению. При выполнении заданий уровня А выберите номер правильного ответа.

А1. Химический элемент — это:

1)  определенный вид атомов

2) определенный вид молекулы

3)  мельчайшая химически неделимая частица

4) мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства

 

А2. Какой признак не является свойством алюминия – это:

1) серебристо-белый цвет                    3) высокая электропроводность

2) пластичность                                    4) способность притягиваться к магниту

 

А3. Отметьте, какой признак не может быть отнесен к телу:

  • овальность
  • горючесть
  • протяженность
  • эластичность

 

А4. Найдите ошибочное утверждение. К физическим свойствам веществ относят:

  • агрегатное состояние 3) плотность
  • растворимость в воде 4) склонность к разложению при нагревании

 

А5.Определите, где в перечне указаны только названия веществ:

  • тарелка, нож 3) ртуть, сера
  • книга, стекло 4) ручка, кислород

 

А6. К веществам относится:

  • ложка                                3)железо
  • гвоздь                4) лопата

 

А7. Телом является:

  • кислород                3) уксусная кислота
  • линейка                   4) песок

 

А8. Поваренную соль и сахар можно различить:

  • по цвету             3) по агрегатному состоянию
  • по растворимости в воде       4) по вкусу

 

А9.Укажите свойство, с которым связано наиболее известное применение ртути:

  • при нагревании сильно расширяется
  • растворяет золото и серебро
  • имеет высокую плотность
  • ее пары сильно ядовиты

 

А10. К физическим свойствам не относится:

1) ширина                                         3) температура плавления

2) длина                                             4) самовозгорание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторское право © 2014. Леднёва Дарья Николаевна